Альтер­нативный анализ классических понятий философии

Кроме того, в постмодернистской парадигме был проведен: субстанционально­сти, рациональности, причинности, пространства, индивидуальности, все­общности, истинности, реальности, прогресса, современности и пр. Таким образом, следует учитывать, что постмодернистское развитие гуманитар­ного знания основывается на критическом переосмыслении мировоззрен­ческих установок западноевропейской культуры эпохи модерна, хотя его подготовили такие фундаментальные модернистские мыслители как Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Одним их первых опытов критики предшествующей традиции стали призывы Ж.-Ф. Лиотара отказаться от обращения к метанарративам, то есть универсальным, базовым идеям, обеспечивавшим мировоззренческое единство и самотождественность сознания европейской культуры. Основ­ными идеями такого рода, согласно Лиотару, являются идея возможного прогресса в социальном и индивидуальном освобождении всего человече­ства, идея обусловленности культурного опыта рациональными основани­ями и прогрессивного развития последних, гегелевская диалектика духа, просветительская трактовка знания как инструмента разрешения любых проблем. Эти идеи репрессивны по своей сути, поскольку нацелены на подчинение всего многообразия жизни, индивидуальных форм бытия определенным схемам и систематизациям. Такое же подавление свой­ственно учениям Гегеля и Маркса, которые представляют собой яркие примеры метанарраций, то есть попыток охватить и объяснить все фено­мены мироздания, исходя из единого, пусть и развивающегося основания. Иными словами, обусловившие западноевропейскую культуру метанарра­тивы стремятся к господству над реальностью, к наложению на нее гото­вых объяснительных схем, как, например, это делает психоанализ, опо­знающий за любым желанием действие одних и тех же структур, и тем са­мым подчиняющий его своей диктаторской интерпретации бессознатель­ного, обеспечивающей власть и истинность психоаналитическим процеду­рам. Таким образом, философия постмодерна критикует фундаментальные устои классической философии, и вырабатывает собственный язык для объяснения окружающего мира, места и роли человека в нем.

Комментарии запрещены.