Бесцельное самоусмотрение

Но рефлексия не является самоцелью, пустой операцией Она оказывается процедурой, с помощью которой субъ­ект выполняет то, что видит своим предназначением — воспроизводство современности. Модерн стал временем, которое начало обыгрывать совре­менность именно как вопрос относительно самой возможности быть со­временным. Модерн — это период, в который впервые было спрошено «а что есть современность?» — и сам это вопрос стал предметом постоянного сомнения и беспокойства. Это может показаться парадоксальным, но нико­гда еще понятие «современного» не выспрашивалось так придирчиво, как в модерне. Современная эпоха постоянно сомневается в возможности быть современной, и это сомнение и является сутью бытия в современности. Как уже указывалось, мало сказать, что современным является время, в ко­тором мы находимся. Наше время — это не то, в котором мы себя обнару­живаем как «живущих сейчас», но сама наша способность постоянно со­знавать себя как находящихся в современности и тем самым подтверждать ее.

Во имя этого наблюдения субъект постоянно ставит под вопрос себя и все, чем располагает. Сама возможность сейчас, в этом тексте, поставить под вопрос саму способность современного субъекта все ставить под во­прос не просто диктуется нашим изложением, но и сама является приме­ром только что изложенного. Она сама собой показывает, как субъект мо­дернистской эпохи мыслит о себе и как он способен о собственном поло­жении спрашивать. Та познавательная инициатива, которую замечают в субъекте модерна, может быть объяснена, только Субъект познает не ради познания самого по себе, но в интересах истории, которая постоянно должна быть зрячей. Те феномены, что полагаются сегодня совершенно естественными — например, учет исторического опыта («чтобы не повто­рять исторических ошибок», как это зачастую объясняют) или склонность также являются продуктами той установки, что сформировалась в мо­дерне.

Комментарии запрещены.