Бессознательное во фрейдизме

Мы уже неоднократно отмечали, что оказывается полностью зависимым от такой структуры как семья, что ис­ключает его иные трактовки (например, историческое или экономическое прочтение). Целью шизоанализа становится новое открытие бессознатель­ного как самообусловленной и самопорождающейся процессуальное™, которое делается благодаря проведенной Делезом и Гваттари критике ос­новного для фрейдизма понятия «Эдипова комплекса» и замещением его понятаем «Анти-Эдип».

Согласно шизоанализу, превращение Эдипова комплекса в универ­сальный объяснительный принцип душевной жизни возможно лишь вслед­ствие признания фигуры Отца в качестве довлеющего центрального звена в структуре семьи. В действительности же бессознательное стремится к положению сироты: оно вырывается из-под давления социальных, в том числе и семейных, структур, проявляя спонтанную творческую активность. Таким образом, Я, будучи его эффектом, характеризуется самопроизволь­ной процессуальной самоорганизацией. Субъективность, согласно шизо­анализу, представляет собой постоянную процессуальность желания, при­чем желания, не обусловленного некой нехваткой, недостатком, как это трактовалось в классической перспективе, а желания, безостановочно утверждающего свою полноту посредством бесконечной креатавности. Бессознательное человека отныне понимается как «производящее желание или желающее производство» не зависимое от социально мотивированных потребностей людей. Таким образом, запуск производящего желания пред­ставляет собой и практику эмансипации: если желание действительно не пропущено через социальные фильтры и предоставляет голос собственно творческому потенциалу, его носитель уже ускользнул от идеологической дрессуры и культурной детерминации.

Комментарии запрещены.