Человек есть совокупность общественных отношений

Маркс когда-то высказал исключительно глубокую мысль о том, что Из этого следует, что если последовательно «разбирать», «деконструировать» те отношения, в которых он оказывается, то в пределе мы получим ничто, пустое место. Человек немыслим вне всех тех связей и отношений, в которые он включен и как биологическое, и как социально-индивидное, и как личностно — персонифицированное, и как духовное существо. Рассматривая человека и его потребности как определенным образом организованные системы от­ношений, мы убедились, что при изменении любого элемента системы происходит изменение всей системы в целом, при изменении человека как целого, происходит изменение всей универсальной системы отношений, в которую он включен — Универсума или Мира. Следовательно, рассмат­ривать технологии потребностей в настоящее время возможно только на фоне мира как целого, в единстве всех аспектов существования планеты Земля и человека на ней. Из этого следует, в свою очередь, то, что каждая цивилизация, локальная культура, системно организованная общность лю­дей будет обладать своим уникальным набором потребностей и их техно­логий, изменяющихся вместе с изменениями этой общности. Уровень и особенности сформировавшегося в данной культуре или обществе материального производства формирует предметные возможно­сти удовлетворения потребностей, а присущая данному обществу идеоло­гия задает их характер. В конечном счете, идеология как одна из техноло­гий потребностей призвана гармонизировать потребности и возможности экономики. Например, в традиционном обществе одна из важнейших функций традиции как формы идеологии заключается в удержании посто­янного баланса между производством и потреблением, который защищает целостную био-эко-социосферу. В либеральном обществе неизбежно воз­никает дисбаланс между ростом потребностей и потребления и возможно­стями экосистем.

Комментарии запрещены.