Человек «с необходимостью возникает в развитии материальных си­стем

И в этом состоит закономерная детерминированность процессов раз­вития» материального мира. Принцип генетической общности мира и человека представляет собой конкретизацию фундаментального принципа диалектики — принципа детерминизма. Из этого конкретного основания следует возможность установления конкретного начала, исходного пунк­та теоретического исследования человека. Однако для превращения данной возможности в действительность «требуется специальный принцип, определяющий критерий такого начала. В теории материалистической диалектики таким принципом является принцип единства теории и практики», сформулированный примени­тельно к исходному пункту исследования человека. Исходя из этого прин­ципа, вся практика должна войти в полное определение человека и как критерий конкретного начала его исследования, и как «определитель» свя­зи человека с миром. В практической же деятельности человек взаимодей­ствует не с материей вообще, но лишь с конкретной системой материаль­ных объектов. Чтобы перейти от материи вообще к человеку, материю необходимо рассматривать не как абстрактно-всеобщее, а как систему развивающихся друг из друга конкретных форм взаимодействия: человека невозможно «вывести» из материи вообще, не рассматривая материю как конкретно­всеобщее, т.е. в процессе саморазвития. Понятие материи образуется в ре­зультате обобщения качественно различных материальных объектов: «мы отвлекаемся от качественных различий вещей, когда объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи». Если абстрагироваться от всякой формы материального объекта, то останется неопределенная ма­терия, которую нельзя ни видеть, ни осязать, так как «то, что видят или осязают, — это уже определенная материя, т.е. единство материи и фор­мы».

Комментарии запрещены.