Душевные муки

Так, например, все которые испы­тывает шекспировский Отелло из-за ложной неверности своей единствен­ной Дездемоны, в универсуме Средневековья наврядли возможны. Здесь ситуация измены разрешалась без лишних слов, смут и аффектов. Уни­женный муж мог просто заявить о желании расторжения брака, а затем и легитимировать его, или немедленно прибегнуть к ряду насильственных действий. В качестве примера формирования потребностей средневекового человека сословными кодексами можно вспомнить любовь к прекрасной даме, изобретенную провансальскими трубадурами. В сферу взаимоотно­шений полов они перенесли модель вассальных отношений. Все хорошо известные утонченные ухаживания рыцаря за дамой разыгрывались по схеме службы вассала собственному сеньору. Но, несмотря на, казалось бы, всецелый диктат норм сословий над индивидуальными запросами, все-таки социальный механизм выражения собственных единичных интересов средневековый человек создал. Если случалось так, что потребности кого-либо никак не укладывались в со­словные кодексы и при этом он не желал вести всецело авантюрную жизнь (стать, например, разбойником или бродягой), этот человек отправлялся в гильдии. Гильдии представляли собой свободные объединения людей, воз­никшие на основании промессивной клятвы. Именно она выступала аль­тернативным по отношению к сословным кодексом социальным механиз­мом контроля потребностей. Это были спонтанно образующиеся людские союзы, которые поддерживали интересы собственных участников, брали на себя обязанность их защиты от нападения извне и отмщения за своих членов, ущемленных в чем-либо.

Комментарии запрещены.