Два противоположных чувства — неудовлетворенности и удовлетворенности

В основе потребности как переживания лежат. Процесс перехода от состояния неудовлетворенности к состоянию удовлетворенности вызывает удовольствие. У животных этот процесс происходит довольно быстро, че­ловеку свойственно этот процесс искусственно затягивать, продлевать. Пре­дельное выражение чувства неудовлетворенности — это ярость; объект же, порождающий это чувство, приобретает характеристику ненавистного. Крайнее выражение чувства удовлетворенности — это восторг, по отноше­нию к объекту оно предстает в форме обожания, фанатизма.

Существует и медицинский подход к потребностям. Медицина как наука и искусство издавна сосредоточена на проблеме сохранения в оптимальном состоянии, безболезненном функционировании и длительном существовании человеческого организма. Таким образом, в фокус ее рассмот­рения попадает биологическая потребность человека жить, жить подольше и не болеть. Итак, понятие потребности не может определяться только и исключи­тельно как нужда, поскольку сама степень интенсивности нехватки, нужды у потребности бывает разная. Характеризуя потребность, правильней гово­рить о степени влечения, проявляемого в форме данной конкретной потреб­ности и, таким образом, располагающей ее на шкале интенсивности, полю­сами которой выступают прихоть и страсть. Разные подходы к анализу со­держания данного понятия позволяют полнее его раскрыть и использовать в различных областях знания. Философский подход рассматривает сущность потребности и различные формы ее проявления. Экономический подход видит потребность как самодостаточное явление, поскольку человеческому существу действительно присуще непрерывное потребление. Социологиче­ский подход рассматривает потребность с точки зрения ее ценности, значи­мости для социальных групп и общества в целом. Это позволяет классифи­цировать их, прогнозировать их изменение, а, следовательно, и управлять ими. Исходя из открываемого благодаря данному подходу знания пережива­ния, сопровождающего удовлетворение потребностей, человек может управ­лять своим поведением.

Комментарии запрещены.