Экономическая теория

На сегодняшний день в широко распростра­нены различные методы моделирования потребления — теоретические механизмы, прогнозирующие качественный характер потребительского спроса и разрабатывающие способы его формирования. Все многообразие данных методов сводимо к двум подходам — детерминистскому и синерге­тическому. Если сторонники детерминистского подхода преимущественно обращают внимание на устойчивые привычки потребителей, то последова­тели синергетического подхода предлагают сосредоточиться на таких слу­чайных и нестабильных факторах, как настроение потребителя, его само­оценка и т.д. Существенно, что по какой бы схеме ни проходил процесс иденти­фикации, он, во-первых, «диалогичен», то есть предполагает взаимодей­ствие с «другим», во-вторых, продуктивен, то есть представляет собой направленное изменение себя. Приведенный вариант идентификации как проекции своих черт на другого вызывает ответ другого либо в виде под­тверждения проекции, либо в виде отказа от нее. В любом случае образ другого вступает во взаимодействие с образом себя, «образом Я». Например, петербургский исследователь В. Вильчек в конце 80-х го­дов XX века предложил объяснение возникновения тотемизма и анимизма первобытных верований именно как результата идентификации себя с дру­гим, в данном случае другим живым существом, не обязательно челове­ком. Идентификация себя с тотемом-первопредком, часто выступавшим в виде того или иного животного, означала воспроизведение определенно­го комплекса установок, готовности действовать определенным образом. Знание этих механизмов важно для практической работы, поскольку именно оно открывает пути к направленному управлению процессами формирования потребностей у индивида.

Комментарии запрещены.