Экономика «примитивных» обществ

Изучали такие яркие антрополо­ги как Бронислав Малиновский («Аргонавты западной части Тихого океа­на»), Марсель Мосс («Очерк о даре»), Маршалл Салинз («Экономика ка­менного века»), Бронислав Малиновский пишет, что из наблюдений над некоторыми полинезийскими народами вырисовывается весьма четкий об­лик порядка дарения. Материальная и моральная жизнь, обмен функцио­нируют в бескорыстной и в то же время обязательной форме. Группы в первобытном обществе всегда чувствуют себя в долгу друг перед другом, вследствие чего возникает обмен.

В качестве объекта наблюдения М. Мосса выступали, помимо про­чих, индейские племена, обитавшие на побережье Северо-Западной Аме­рики, на Аляске и в Британской Колумбии. М. Мосс описывает их хозяй­ственный уклад: «Они промышляют больше

Также с помощью повышения количества даров представители дан­ных племен оберегают собственную честь. Тот, кому предстоит быть са­мым богатым, должен быть самым расточительным. Некоторые виды дарообмепа (потлача) предполагают, что от человека требуется истратить все, что у него есть, и ничего не оставлять себе. Политический статус ин­дивидов в братствах и кланах, ранги разного рода достигаются «войной имуществ» так же, как войной, удачей, наследованием, союзом или бра­ком. Индейцы говорят: «Работающие только ради собственности — преда­тели». И в то же время дар, потлач необходимо возмещать. Чтобы подавить, унизить соперника, здесь осуществляется бессмыс­ленное разрушение имущества: люди сжигают целые ящики рыбьего жира, дома и огромное количество одеял, разбивают самые дорогие медные из­делия, выбрасывают их в водоемы. Разрушение составляет высшую форму траты и таким образом инициатор разрушения обеспечивает социальное продвижение не только для себя, но и для своей семьи.

Комментарии запрещены.