Этапы формирования индивидуальности

На индивидуальные особенности человека влияют как биологиче­ские параметры его организма, так и его социальное окружение. На раннем этапе формирования индивидуальности существенную роль оказывает «образ тела» — представление о себе в аспекте телесности. «Образ тела» складывается в младенческом периоде развития (до 1,5 лет) и служит ос­нованием для формирования «образа Я». В этот период ребенок осваивает свое тело как функционально универсальный инструмент, формирует це­лостное эмоционально насыщенное представление о своем теле. Недоста­точность или подавление этих процессов затрудняет формирование личной идентичности. При дальнейшем развитии телесная идентичность конкретизируется в сексуальной идентичности, определяющей единство самосознания и по­ведения индивида, относящего себя к определенному полу и соотносящего себя с телесными, психофизиологическими, психологическими и социо­культурными значениями маскулинности и фемининности. К 2,5-3 годам, когда в речи появляется «Я», практически все дети знают, что они мальчи­ки или девочки. Между 3 и 6 годами дети активно осваивают существую­щую в культуре систему половых ролей, ближайшим проводником кото­рой является семья Одновременно с освоением половой идентичности дети начинают осваивать и социальные роли. Первоначально это единственная роль — ре­бенка, соответствующая той функции, которую ребенок играет в роду и с точки зрения рода. Кроме того, дети играют в различные ролевые игры, в процессе которых имитируют действия и взаимоотношения взрослых. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, опыт игры оказывает очень существенное вли­яние на развитие личности ребенка. В его контексте происходит формиро­вание таких важнейших компонентов психики как воображения, некото­рых элементов произвольного контроля за поведением.

Комментарии запрещены.