Этапы формирования потребностей личности

Е.П. Ильин, систематизировав многочисленные точки зрения психо­логов, рассмотрел и опреде­лил потребность личности как «переживаемое человеком состояние внут­реннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нуж­ды и побуждающее психическую активность, связанную с целеполагани — ем».

П.С. Симонов считал, что потребности являются основной движу­щей силой человеческого поведения, и отождествлял потребности с моти­вами, тогда как Л.И. Божович утверждала, что только нужда заставляет че­ловека создавать предметы удовлетворения потребностей. Таким образом, можно увидеть, что в отечественной психологии во­прос отношения потребности и мотива разрешается, как правило, трактов­кой потребности как опредмеченного мотива (наиболее аналитичен здесь А.Н. Леонтьев). Мотив же в большинстве случаев раскрывается как внут­реннее побуждение индивида к тому или иному виду активности, связан­ной с удовлетворением той или иной потребности. Мотив и потребность, таким образом, взаимоопределены. Подобная определенность друг через друга вовсе не гарантирует ясности понимания природы потребностей и мотивов. Более того, обзор разноплановых современных работ по пробле­ме человеческих потребностей предоставляет множество определений и примеров использования понятия потребность. Применение этого понятия в столь широких пределах и различных значениях, демонстрирует, что по отношению к его содержанию еще не существует завершенной теории. Не­смотря на разнообразие различных научных подходов к проблеме потреб­ностей, всеохватная теория потребностей еще только складывается.

Комментарии запрещены.