Гуманистическое учение

К числу самых ярких представителей гуманизма XV века относится флорентийский мыслитель-неоплатоник Лоренцо Валла. Согласно его взглядам, все богатство материальных и духовных благ должно служить человеку, удовлетворению его разносторонних потребностей и приносить, в конечном счете, радость и счастье в земной жизни. Основой этической концепции Валла стали идеи Эпикура, его теория наслаждения, получив­шая у гуманиста резкую антиаскетическую направленность. В этике Валлы наслаждение отождествляется с высшим благом, счастьем, а также с поль­зой. Интересы человека вынуждают его порой совершать зло. Валла не оправдывает зло. Зло приносит страдания также и тому, кто его совершает. Итак, согласно Валла, интересы и потребности человека следует учитывать при понимании нравственности. Вопреки официальной церковной морали он стремился оправдать природные потребности человека. Последовательно о человеке, о его потреб­ностях создал поистине энциклопедическая личность итальянский гума­нист Леон Батиста Альберти. Основное предназначение человека он видел в творчестве. Альберти утверждал, что потребностям личности, семьи, об­щества должна соответствовать вся жизненная среда человека. В трактате «О зодчестве» он рисует идеальный город, в котором условия жизни отве­чают потребностям человека, способствуют достижению социальной гар­монии.

Комментарии запрещены.