Гуманисты Позднего Возрождения

Они отличаются от предшественников по характеру и способу обсуждения проблемы потребностей человека. В этот период проблема потребностей рассматривается на фоне реальной действительности. В период Позднего Возрождения в условиях острых классовых столкновений наступает кризис ренессансного гуманизма. Про­исходит разрушение оптимистической веры гуманистов в то, что возника­ющее новое общество благоприятно для свободного развития человека. Принципиально новый подход к человеку, к вопросу о его потребно­стях сформулировал итальянский политический мыслитель Н. Макиавел­ли. В отличие от предшественников он исходит из потребностей реально­го, а не абстрактного человека. Рассматривая причины возникновения потребностей, он отмечает, что люди стремятся, прежде всего, к богатству и славе. Так как желание приобрести всегда больше соответствующей воз­можности, то следствием оказывается неудовлетворенность тем, чем они владеют и недовольство собственным состоянием. Макиавелли считал по­литическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой об­щественного развития. Считая государство высшей ценностью в обществе, Макиавелли утверждал абсолютный приоритет общественных потребно­стей над личными. Идейной основой эпохи Возрождения выступили интуиция тоталь­ного обновления жизни, создания vita nova («новой жизни»), предоставля­ющей условия раскрытия божественной сущности человека уже при его земном существовании. Именно вокруг идеи прижизненного обожествле­ния человека, его приближения к Абсолюту вращались все гуманистиче­ские доктрины этой эпохи.

Комментарии запрещены.