Индивиду­альные потребности

Итак, исследования Фуко позволяют сделать вывод, что это выход на поверхность той глубинной захвачен- ности человека дисциплинарными механизмами, которая имеет место с XVI в. Но существует и более мягкий подход к процессу цивилизации че­ловеческих потребностей, связывающий его с изменением основных сфер обыденной жизни. Данный подход развивают аналитики культуры, чьи ис­следования движутся в русле истории повседневности. В отличие от Фуко они связывают процесс цивилизации потребностей с личной инициативой людей переходного от Средневековья к Новому времени этапа в пере­устройстве собственного быта. Так, историк-медиевист Л.Ф. Зельцман на примере Англии показы­вает, что рост благосостояния в конце XIV в. вызвал усиление социальных контрастов. В этот период английское дворянство, желающее закрепить свое превосходство над обездоленными, вводит обычай обеда в специаль­но отведенном для него помещении, активно вовлекается в перепланиров­ку традиционного английского дома (длинный холл которого применялся для общих, включающих хозяев дома и слуг трапез, а большая комната была одновременно помещением для приемов, развлечений и сна). В ре­зультате все пространства общности исчезают — на их месте появляется множество маленьких комнат, что позволяет владельцем домов держаться поодаль от простого народа. Это приводит к развитию чопорности, смыва­нию следов естественности с их потребностей.

Комментарии запрещены.