Качественное изменение потребностей

Оно стартовало с обновлением коллективной практики совместных трапез. Достаточно посмотреть на средневековые фрески и миниатюры, изображающие вкушение людьми различных явств, чтобы понять изменение отношения к устоям совмест­ных обедов, постепенно входящие в силу с XIV века. На них мы встреча­емся не только с радостной раскрепощенной общностью людей, но и с со­баками, которые прямо под столами поглощают остатки трапезы. Кроме того, тела вкушающих в большинстве случаев тучны и раскрепощены. Ви­зуальная продукция позднейшего периода уже не будет фиксировать до­машних животных как привычных «компаньонов» обедающих людей, а тела последних начнут постепенно утончаться и проникаться грацией.

Эти свидетельства истории живописи документировали те измене­ния, которые претерпели человеческие навыки еды после ухода с авансце­ны истории духа Средневековья. Дело в том, что процесс затухания сред­невекового мирочувствия совпал с введением в обращение строгих за­стольных поведенческих норм, которые на протяжении дальнейшего пери­ода только усиливались. Элиас подробно описывает, каким образом евро­пеец научается выдерживать определенную коммуникативную дистанцию за столом, придерживаться последовательности в приеме пищи, тормозить самопроизвольную жизнь тела — предписывать задержку желудочным га­зам и рыганьям. Но главную цивилизующую роль он усматривает во вве­дение в застольный обиход крайне разнообразных столовых приборов. Например, в регулярное использование входят различные разновидности ложек, тогда как еще в начале XIV века пользование во время совместной трапезы одной и той же ложкой широким кругом вкушающих было нор­мой. Превращение застолья из спонтанной эмоциональной практики общности в требующее владения утонченными навыками искусство (оформление которого стартовало с принуждением каждого к собственной тарелке и ложке и развилось до вхождения в быт немыслимого числа раз­новидностей посуды как необходимой оправы, шикового антуража при­дворной кулинарии) вызвало усиление индивидуальной дисциплины тела. С этого времени индивид не мог расслабиться за столом, поедать пищу, как душе угодно.

Комментарии запрещены.