Классическая филология

В отличие от, при­знающей автора индивидуальностью, выражающей с помощью языка свои уникальные переживания, мироощущение и жизненный опыт, автор в кон­цепции Фуко оказывается лишь функциональным принципом, идеологиче­ской фигурой, с помощью которой обозначается способ построения выска­зываний, довлеющий в ту или иную эпоху. Сходные идеи предложены и французским литературоведом, аналитиком современной эпохи Р. Бартом, который предложил заметить репрессивное, навязывающее свою истину и свою интерпретацию текста понятие Автор более подходящим понятием Скриптор, которое снимает претензии субъекта на статус первоисточника, первопричины существования текста, деперсонифицирует автора.

Таким образом, постмодернисты выходят за пределы философии са­мостоятельно обосновывающего собственные основания субъекта: отныне субъект проявляется лишь в процессуальное™ дискурсивных практик, т.е. являясь субъектом языка, проступает на поверхность, лишь будучи пой­манным в сеть культурных матриц и кодов. Это порождает новую модель рассмотрения человека: человек отныне лишается устойчивости, напол­ненности каким-либо вечным умопостигаемым содержанием и превраща­ется в несубстанциональное, полое образование. Вместе с критикой субъективности постмодерн подвергает сомне­нию один из основополагающих принципов западноевропейской классиче­ской философии — рациональность как неотъемлемое свойство человече­ского сознания. Постмодернисты ввели понятие логоцентризм, с помощью которого характеризовали классическую традицию мышления, основан­ную на идее логичности и определенности причинно-следственными свя­зями всего существующего.

Комментарии запрещены.