Классификации потребностей

Они связаны с конкретны­ми задачами, выдвигаемыми в зависимости от характера исследования. Очень обобщенно можно разделить классификации на интенциональные (от понятия интенция, в широком смысле означающем намерение, замы­сел), раскрывающие потребности как отражение внутренних стремлений индивида, и на ценностные, в основе которых лежит понимание потребно­стей как отражения ценностей, усвоенных или выработанных индивидом в процессе социализации.

Большинство известных классификаций учитывают как конструк­тивный созидательный потенциал потребностей, так и их возможную де­структивную разрушительную направленность. Рыночная экономика трансформирует потребности человека таким образом, что происходит угасание возвышенных гуманных потребностей (нравственных, духовных, социальных), формирующих гармонически раз­витую личность. Поощряются и утверждаются к жизни потребности, де­терминированные и управляемые миром экономических отношений. В данной социокультурной обстановке человек и его потребности начина­ют рассматриваться как ресурсная сфера для обеспечения протекания эко­номических процессов, что приводит в итоге к аномалиям развития инди­вида. Понимание различных классификаций потребностей, особенно — их оснований, продуктивно как для оценки общего самочувствия того обще­ства, в которых данные классификации конструируются, так и для уста­новления типичного для данного социума образа человеческой жизни. Систематизация потребностей, описывающая их в виде целостной многоуровневой системы, позволяет, в свою очередь, направленно регули­ровать их удовлетворение, не допуская деградации как их носителя, так и среды их реализации.

Комментарии запрещены.