Конструкты сознания

Ученик Шюца Томас Лукман придавал изучению повседневности большое значение.

Впоследствии крайне длительного исследования всех проявлений жизни сознания, Гуссерль пришел к выводу, что все укоренены в жизненном мире, который представляет собой общее невыде­ленное сознанием поле переживаемой нами изо дня в день действительно­сти. Невыделенный мир жизни есть первое основание общности возника­ющих смыслов; именно он, согласно Гуссерлю, выступает условием суще­ствования всех научных теорий и знаний. Он является и изначальным ме­стом возникновения норм. Повседневный опыт, вбирающий в себя различ­ные проявления общности, имеет естественные основания, данные в неот­рывности сознания от жизненного мира. Сама возможность общих, сов­местных практик людей, по Гуссерлю, имеет исток в единстве их жизнен­ного мира. Нельзя не упомянуть еще один подход к раскрытию повседневности в рамках феноменологической традиции — это концепция М. Хайдеггера. Человек, по Хайдеггеру, это единственное существо, способное отнестись к собственному бытию и поставить вопрос о его смысле. Хайдеггер опи­сывает два основных способа человеческого существования: 1) способ Dasein, «вот-бытия», подразумевающий ответственное, напряженное бы­тие, связанное с постоянной необходимостью делать выбор; 2) способ das Man, «людей», представляющий собой безличное анонимное состояние, в котором человек плывет по течению жизни и ничего не решает. Понятие повседневности Хайдеггер, прежде всего, связывает со стратегией суще­ствования das Man: повседневность представляет собой пространство существования, где всецело властвует культурная традиция — подлинное рас­крытие вещей в ней замещено готовыми, всем хорошо известными форму­лировками, а персональные взаимодействия тормозятся общепринятыми действиями, ориентирующимися на принцип «все как у людей».

Комментарии запрещены.