Критика классической трактовки понятия субъект

Проблематичность существования субъекта — важнейшая тема постмодернистской философии, которая получила выражение в радикаль­ной концепции «Смерти Субъекта», выразившей полный отказ представи­телей постмодерна от понятия традиционного, однозначно центрированно­го личностного начала. Если в эпоху модерна утверждалась идея самости, то есть главенствующей позиции и самотождественности Я, то постмодерн предлагает идею расщепления, рассеивания, децентрации Я. Но необходи­мо отметить, что такой подход подготавливался уже в рамках модернист­ской философии, например в противопоставлении Я, Сверх-Я и Оно, разработанном в психоанализе, в феноменологической идеи интенцио — нальности сознания. Принцип децентрации стал одним из основных в постмодерне. Дан­ный принцип был призван оспорить укоренение опыта европейского чело­вечества в едином основании, которое привело к рациоцентризму в психо­логии, европоцентризму в культурологии, футуроцентризму в истории и социальной философии. В философии же этот принцип привел к утвер­ждению идеи существования неизменного, постоянного Субъекта как некоего исходного смыслообразующего центра человеческого опыта. Су­ществование такого субъекта не только ставится под сомнение, но и пол­ностью отрицается в рамках постмодернистской парадигмы. Можно проиллюстрировать процесс децентрации субъекта на при­мере литературоведческого постмодернистского дискурса, основанного на критике французского мыслителя, аналитика дисциплинарных форм зна­ния М. Фуко понятия автора.

Комментарии запрещены.