Культурный империализм неолиберальной глобализации

Однако на практике формирование такого пространства, в котором равноценно и равноправно сосуществовали бы разные культурные тактики и стратегии, не происходит. Технический прогресс, компьютеризация и интернетизация, которые позволяют миру «сжиматься», имеют и вторую неприглядную сторону. Техническое оснащение играет существенную роль в процессе глобализации культуры, а отсутствие технических воз­можностей у ряда стран приводит не только к невозможности этих культур воспринимать информацию, но и продуцировать и распространять ее, что обуславливает порой даже невозможность их заявления о своем существо­вании. Итак, современные процессы глобализации могут привести не толь­ко к благотворному взаимодействию культур, но, напротив, к подавлению культурного разнообразия со стороны лидирующей в социополитическом и техническом отношении культуры.

Наличие такой лидирующей стороны предполагает, что глобализа­ция как таковая не является «естественной» тенденцией развития мирового сообщества. Утверждение «естественного» характера глобализации, наиболее тщательно обоснованного польским социологом 3. Бауманом, было бы весьма удобным, так как оно устраняет вопрос о ее конечном ито­ге ил целях. Утверждение «естественности» глобализационных процессов дает возможность воспринимать глобализации как данность, факт, с кото­рым просто нужно смириться, и постольку не позволяет выделить ее субъ­ект, а следовательно и отыскать виновника возможных негативных по­следствий. Существует подход, развиваемый Р.В. Коксом и др., согласно кото­рому глобализация является процессом, вызванным к жизни особой внут­ренней логикой развития рынка, финансов, то есть безличных, по сути, структур.

Комментарии запрещены.