Либерализм и потребительский стиль жизни

В капиталистическом обществе с целью преодоления кризисов пере­производства, а также развития потребительского спроса граждан разраба­тывается и рекламируется так называемый стиль жизни, который психоло­гически навязывает потребление конкретных материальных ценностей. Социологи, используя понятие стиля жизни, группируют людей: по месту их проживания, уровню образования, манере одеваться, характеру про­ведения досуга. При этом используется шкала оценок чисто бытового характера, учитывающая весь материальный состав повседневной жизни человека вплоть до мельчайших деталей одежды, фирменного знака мага­зина, характера досуга (посещение концерта и оперы, гольф и футбол, теннис и бокс), марки машины, размеров газона перед домом и т.п. По этим признакам судят о месте человека на социальной лестнице, о том, «сколько он стоит», каковы его доходы. Такая градация стилей жизни является питательной средой для потребительского общества, в кото­ром экономический доход является наиболее важным критерием для оценки социальной успешности человека.

На деле эти признаки, образующие материальное облачение стилей жизни, выступают лишь иллюзией социальной идентичности. Рабочий высокой квалификации, как бы он ни стремился усвоить в одежде, харак­тере досуга, типе жилища все признаки стиля жизни бизнесмена «сред­него класса», принципиально останется наемным работником. Даже ес­ли он обладает частью акций предприятия, на котором работает, получа­ет по ним часть прибыли, но не имеет контрольного пакета акций, то он лишен возможности руководить и распоряжаться этим предприятием. Но при поверхностном взгляде на мир кажется, что стиль жизни и выра­жает принадлежность человека к той или иной социальной группе. Тем не менее, стиль жизни не может отождествляться с уровнем жизни, кото­рый представляет собой конкретно-историческую характеристику соци­альных групп общества.

Комментарии запрещены.