Макдоналдизация

Она выражается в форме тиражирования по всему ми­ру «золотой арки» McDonald’s, товарных знаков Coca-cola, джинсов Levi’s, спортивных товаров Nike. Американский историк Р. Стил так описывает культурную политику собственной страны: «Именно США являются под­линно революционной, изменяющей мир державой … культурное давле­ние посредством Голливуда и Макдоналдсов ощутимо во всех углах пла­неты, и это давление подрывает другие общества. В отличие от традици­онных завоевателей, мы не довольствуемся подчинением себе всех, мы настаиваем на том, чтобы они стали нашим подобием. Разумеется, для их собственного блага»9 Стандарты одежды, музыкальные и гастрономиче­ские предпочтения, характер развлечений универсализируются на наших глазах. Происходит постоянная фабрикация всеобщих товарных символов культуры, «возникает единый мир, но не как признание многообразия, вза­имной открытости, то есть плюралистическо-космополитической природы представления о себе и других, а наоборот как единый товарный мир. В этом мире локальные культуры и идентичности утрачивают корни и за­меняются символами товарного мира».

С наибольшей скоростью и наиболее успешно глобализуется амери­канизированный масскульт, который легко повсеместно усваивается моло­дежью. Таким образом, глобализация способствует нивелированию ло­кальных, самобытных культурных традиций, замещая их дешевым, усред­ненным, поверхностным культурным товаром. Это приводит к утрате национальной, этнической идентичности, потере интереса к национальным ценностным паттернам. Человек теряет уникальную среду собственного существования, ломая собственные культурные стереотипы, заменяя их новыми принципами западной культуры потребления, основными чертами которой являются развлекательность, коммерциализация, поверхност­ность, безосновность, гедонизм, приоритет материального благополучия, стремление жить сегодняшним днем.

Комментарии запрещены.