Материальных изменений повседневного опыта индивида и цивилизации

В этом же направлении — акцентируя связь потребностей — работал немецкий социолог XX века Норберт Элиас. Для нас значимо, что в своей работе «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования» (1939 г.) первоначальное развитие индивидуальных по­требностей он поставил в зависимость от правил поведения в обществе. Согласно Элиасу, трансформация средневековой культуры в новую европейскую цивилизацию, охватившая период XIV-XVII вв., начинается с возникновения нового антропологического типа, в чьей поведенческой стратегии начинают преобладать индивидуальная инициатива, необходи­мость приватности, сокрытие естественно возникающих аффектов и стес­нение за материально-телесные отправления собственного организма. Этот крайне осторожный и чрезмерно осмотрительный тип рождается одновре­менно со светским придворным кругом. Появление индивидуально жела­ющего, переживающего, способного скрывать и управлять собственными аффектами и органическими позывами индивида Элиас объясняет учре­ждением новой зарождающейся элитой особого маркера собственного со­циального статуса. Чтобы подчеркнуть свое непреодолимое различие от феодальной знати предшествующих эпох ее представители синтезируют новый социальный механизм формирования облика человеческой жизни.

Комментарии запрещены.