Механизм нормализующего наказания

Он предполагает систему микро­наказаний для малейших отклонений от поведения, определенного в каче­стве корректного. Существенно, что наказания были разработаны абсо­лютно для всех самовольных проявлений индивида — он карался за опозда­ния, за халатность в осуществлении какого-либо производственного навы­ка, за небрежность во внешности, за невежливость, болтовню и непри­стойность. Борьба с ними велась путем его повторного принуждения к вы­полнению требуемого стандарта. Классическим в этом отношении приме­ром выступает наказание ученика посредством принуждения его к зада­нию, которое ранее он не смог выполнить. В результате усвоения этой схемы индивид начинает рассматривать все свои действия как приближе­ния или удаления от требуемого стандарта. Так одни «накапливают» от­клонения и начинают ощущать себя недостойными людьми, другие — соот­ветствия требованиям и предстают в своих глазах благополучными пред­ставителями общества. Для нас это чрезвычайно важно, поскольку здесь обнаруживается, что индивидуализация потребностей, которую пережи­вает европеец с заката средневековых канонов жизни, протекала по схеме нормализации. Конечно, с этого периода и по сей день, человек проявляет индивидуальную инициативу в сфере своих желаний — сам решает учиться ему или не учиться, обзаводиться семьей или нет и т.д., но всем этим управляет мощная нормализующая машина, скрыто манипулирующая по­требностями того, кто хочет казаться достойным человеком. В такой ситу­ации уровень индивидуальных потребностей заполняют те их формы, ко­торые считаются корректными. Поэтому зачастую потребности, которые человек рассматривает как результат личностного формирования, являют­ся наиболее типичными.

Комментарии запрещены.