Мироздание как гармоническое единство

Рассматривая материаль­ных и духовных начал, гуманисты утверждали единство материальных и духовных потребностей человека. Тем самым их позиция принципиально отличалась от традиционного подчеркивания непримиримого противоре­чия между ними. Развитие человека отличает рост потребностей, характе­ризующийся их возвышением. По словам Альберти, животные доволь­ствуются тем, что им предписано. Человек же, не довольствуясь столь огромным пространством земли, хочет бороздить море и выйти за пределы мира. Вместе с тем человек должен соразмерять свои потребности с воз­можностями природы. По утверждению Альберти, выход человека за гра­ницы предписанного, за рамки природы наносит ему вред. Человек наде­лен разумом. Именно это обеспечивает разумное, то есть умеренное, удо­влетворение наших потребностей. Если человека лишить разума, отмечал Альберти, он в своих чувственных желаниях и наслаждениях будет стре­миться не к удовлетворению своей природы, а доходить до пресыщения и отвращения, преступать границы естественных желаний, границы своей природы. К числу потребностей человека относится потребность в удоволь­ствиях. В связи с этим флорентийский неоплатоник Марселио Фичино об­ращает внимание на удовольствия, восполняющие богатство духовной жизни человека. По словам Фичино, удовольствия отличают человека от животного, которое находится под властью природы и заботится только о своих телесных нуждах. Человек же проявляет еще заботу об усладе своих чувств, словно некоей пищи для фантазии, когда душа как бы в шутку пи­тает ежедневно мысль разными забавами.

Комментарии запрещены.