«Мода»

Но также имеет смысл в виде историчного явления. В этом виде она выступает как свойство вещи «быть модной», опознаваться в качестве выразительно­актуального. В домодернистские эпохи у вещей были разные свойства — полезность, редкость, красота — но «модность» как таковая не входила в их число. Сам признак, обозначаемый нами словами «быть модным», появля­ется у вещей в определенный момент. Сам институт моды появляется в эпоху модерна, он опознается как нечто отдельное и приковывающее к се­бе внимание. Как точка пересечения времени и вечности феномен моды оказывается отмечен не одной, а двумя временностями. Первая — это вре­менность самих сменяющихся стилей; вторая — ограниченный срок суще­ствования самого института моды как вызывающего доверие способа суж­дений о вкусе. Мода меняется, свойство же «быть модным» остается, но помыслить его вечным нельзя — у него тоже есть свой срок. В этом смысле феномен моды является историчным как актуально представленным во времени. Мы видим, что с точки зрения исторической мысли «современность» моды состоит вовсе не в способности назначать «современное», указывая, что ему пристало быть таким или иным. Напротив, современной является вся инстанция моды в целом, без различия внутри нее более или менее модного на сегодняшний день. Именно в этом смысле мода является «со­временным феноменом» — то есть таким, который мы можем застать суще­ствующим поныне и готовы сегодня все еще слушаться его указаний.

Комментарии запрещены.