Направление всех сил разумного мышления

Последнее подразумевает рационализацию как и действия на возможность новых достижений в освоении наличной действительности. Теория, в которой процессы модер­низации и рационализации находятся в тесной связи, была еще в начале XX века представлена М. Вебером. Общая суть ее выражается наблюдени­ем за видимой склонностью современного субъекта к рациональному пла­нированию своих возможностей и предварительному подсчету будущих дивидендов и прибылей. Каждый поступок субъекта постоянно проверяет­ся им для определения возможной пользы, которую действие способно принести. Субъект постоянно запрашивает свою деятельность на предмет отыскания наилучших способов достижения цели.

В связи с этим многие мыслители видят современность как сцену ре­ализации властных и управляющих потенций субъекта. Модерн часто сво­дят к развитию инструментального разума; последний определяется Ха­бермасом как продукт целерациональной установки, рассчитанной на освоение и расчетливое использование среды. В иных воззрениях модерн описывается исключительно как господство тотальной расчетливости, с которой субъект занят установлением контроля над действительностью с помощью технических и научных средств. Но суть критики Хабермаса более глубока. Она состоит не в обличе­нии «инструментального разума», как ограниченного и недостаточного, а в демонстрации того, что сам по себе «инструментальный разум» не являет­ся предельной ставкой субъекта модерна. Рациональное освоение мира субъектом действительно имеет место, но существо потребностей человека модерна вывести из него невозможно. Источник активности современного человека лежит в иной плоскости.

Комментарии запрещены.