Научное мировоззрение

Т достичь связанного с ним промыш­ленного роста. Для этого, как считают, средневековому познанию понадо­билось бы слишком много времени уделить вещам низших уровней иерар­хии — материальности и материалу, орудиям и т.п. Но на самом деле, Средневековье вовсе не было местом, где отказывались от любого знания лишь по той причине, что оно поставляет сведения о предметах «неблаго­родного» происхождения. Напротив, многочисленные исторические свиде­тельства указывают на то, что мир представлял для средневекового чело­века объемное вместилище, в котором было на что опереться и к чему об­ратиться с вопросом. Запросы, которые он этому миру адресовывал, носи­ли много более доверительный и откровенный характер, чем, скажем, се­годняшний стиль обращения с предметами, когда многочисленные правила и предостережения локализуют и сдерживают наше любопытство по от­ношению к окружающему. Для заинтересованности средневекового чело­века опору предоставляло символическое значение, которое полностью покрывало собой поле всего существующего и обеспечивало каждой вещи ее пригодность для бытия и определенное значение для человека. Так, по мнению средневековой медицины грецкий орех пригоден для лечения болезней головы, потому что извилистая поверхность его полови­нок напоминает мозг. Маленькие черные «вороньи» ягоды в свою очередь годятся для улучшения зоркости, потому что похожи на зрачки. Чтобы по­пасть в реестр значимых и используемых объектов, вещи достаточно было напоминать какую-либо другую вещь, уже имеющую известное значение.

Комментарии запрещены.