Научного знания

Проблема человека становится не только ведущим стимулом теоре­тического осмысления взаимосвязи общественных, естественных и тех­нических наук, но и главным звеном в разработке философских оснований этой взаимосвязи, выделения совокупности тех методологических и миро­воззренческих аспектов, которые не могут быть выявлены из различных областей научного знания, а должны отражать интеграционные тенденции развивающегося взаимодействия. Этот процесс многокачественен, по­скольку охватывает все стороны общественного бытия и общественного сознания и поэтому проникает в саму философию, открывая новые пер­спективы ее развития. В настоящее время в исследовании этой проблемы на передний план выдвигаются философско-методологические аспекты, обусловленные необходимостью диалектического синтеза понятийных си­стем различных наук, изучающих человека и природу. Закономерностью развития современного естествознания становится все большее включение антропологического фактора в его систему. Более того, «на само построение естественно-научной теории влияют характе­ристики человека как физического существа, то есть способ включенно­сти человека в природу, определяемый его физическими параметрами». В связи с этим настоятельной потребностью исследования человека явля­ется процесс вовлечения в анализ самых различных, на первый взгляд, кажущихся несовместимыми областей современного научного знания. Преодоление разобщенности космологии и социологии, физики и психо­логии в исследовании человека является принцип развития, который ори­ентирует на анализ источников саморазвития человека. Диалектический принцип развития применительно к исследованию общества, человека нашел свое конкретное выражение в принципе историзма. Поэтому можно «определить принцип историзма как особый методологический постулат, включенный в общую структуру материалистической диалектики».

Комментарии запрещены.