Необходимость пользы для всего общества

В отличие, например, от французских материалистов XVIII века, ко­торые подчеркивали, верили в торжество добра в виде справедливости, что, по их мнению, и должно бы­ло составить счастье народа, для Бентама единственным мерилом добра выступает польза. Следуя ему, все, что приносит благополучие, выгоду и удовольствие и есть добро и счастье. За основной мотив всех поступков человека он выделяет стремление к удовольствиям, к своей собственной выгоде, своекорыстие, личный интерес, эгоизм. Взаимодействие между собственниками должно осуществляться на взаимовыгодных интересах. В полном соответствии с торгашеским расчетом Бентам создал каталоги простых удовольствий, которые у него расписаны как в бухгалтерских книгах, и сведены к 14 группам. Человек нравственный, добропорядочный у него тот, кто умеет точно рассчитать свой интерес, и, наоборот, безнрав­ственный поступок — это попросту неверно рассчитанный собственный интерес. В любом случае человеческое существование откровенно скон­центрировано на эгоистических ценностях практической морали. Последо­ватель И. Бентама английский философ Дж. С. Милль, вследствие попу­лярности в Европе социалистических идей, пытался немного сгладить излишнюю откровенность своего предшественника рассуждениями о «бла­ге всех», но в тоже время оправдывал эгоизм во имя торжества единичной пользы, единичного удовольствия отдельного человека при полном безраз­личии к другим людям.

Комментарии запрещены.