Нормы и ценности коллектива

К которому мы принадлежим, почти всецело определяют наши образы жизни, а в случае нашего отворачивания от них предписывают нам некоторую «неблагопо­лучную» социальную роль. «Маргинал», «ненормальный», «тип с девиант­ными наклонностями» или просто «странный человек» — все эти аттеста­ции представляют собой также пути социально зависимого становления потребностей.

Вопрос о социальных механизмах потребностей — это вопрос о зна­чимости (мере воздействия и ценности) коллективно установленных пра­вил для человеческой жизнедеятельности. Несомненно, каждая культура вырабатывает и воспроизводит принципы совместной жизни проживаю­щих в ней людей. Они могут быть представлены в форме культурной тра­диции или конкретных социальных институтов. Именно общий курс куль­турной традиции и социальных институтов, существующих в определен­ном обществе, содержательно определяют потребности человека. Поэтому никакой повсеместной содержательной общности и способов удовлетворе­ния потребностей не существует. На каждом этапе исторического развития человечества выделяются своеобразные механизмы формирования социумом потребностей своих представителей. Так, наиболее доминирующим для архаики является си­стема статусов, для античности — пайдейа, а для средневековья — сослов­ные кодексы и промессивные клятвы. Все эти механизмы формируют по­требности по модели коллективизма (их проявления в стандартных, полез­ных для общества формах), хотя некоторые из них (античная пайдейа и средневековые промессивные клятвы) не только допускают, но и привет­ствуют индивидуализацию человеческих устремлений. Индивидуализиро­ванный вид потребности принимают только после длительного процесса цивилизации, в ходе которого социальные каноны поведения были детали­зированы, а индивиду в связи с этим стала очевидна пропасть между нор­мативным поведением и собственными душевными переживаниями. Таким образом, он получил возможность ориентировать ряд своих потребно­стей только индивидуальными предпочтениями. Следствия данного про­цесса «цивилизации» человеческих потребностей для современности неод­нозначны.

Комментарии запрещены.