Основные индивидуальные потребности и психофизиоло­гические возможности человека

Обратимся к процессу формирования и трансформации потребно­стей в ходе предметной деятельности. Человек, вне зависимости от того, будем ли мы рассматривать его как всецело социальное существо или, напротив, как абсолютно асоциальное изначально и социализирующееся только в ходе своего опыта, осуществляет взаимодействие со средой. При этом человек интегрирует качественно различные виды деятельности на каждом из этапов своего развития. Одновременно он находится, оказыва­ется в различных отношениях с предметами мира и с другими людьми, со­ответственно активизирует различные группы потребностей, которые и выражают, объективируют его отношения. Первоначальное отношение человека с действительностью полно­стью подчинено отношениям с этой действительностью его матери и, опо­средованно, отношениям его отца и других людей, с которыми мать соот­носится. Соответственно, первоначальные потребности человека заданы физически обусловленными потребностями и потребностями его матери и ближайшего социального окружения. Далее, в период новорожденности происходит отделение собственных потребностей малыша от потребностей матери. Теперь, в период младенчества, ведущей потребностью, кроме фи­зиологически обусловленных отношений, выступают отношения общения с другим взрослым и связанная с ними потребность к освоению предмет­ной деятельности. По мере того, как в ходе развития формируются образцы или паттер­ны предметной деятельности, на первое место выдвигаются игровые по­требности и потребности научения.

Комментарии запрещены.