Особенные аксиологические наклонности

В связи с этим новым положением у субъекта появляются совершен­но. То, что по привычке называ­ют «ценностью» является для модернистского субъекта не способом жизни на ее основе, но предметом критического обдумывания в качестве феноме­на. Последнее вызывает беспокойство среди блюстителей морали — можно услышать мнения о «релятивизации» оснований социального существова­ния и забвении устоев. Но постоянная постановка ценностей под вопрос является вовсе не следствием утраты «твердых ориентиров». Оно связано с тем, что субъект модерна воспринимает повеление как исходящее не от ценности, но от историчности, которая предоставила этой ценности опре­деленный срок. Субъект должен бдеть не при ценностях сообщества, но при самой совершающейся истории. В этом смысле не должны удивлять и тем более повергать в уныние или обличительный гнев изменения настроения современности в отноше­нии ценностей. Та кощунственная (в глазах многих) легкость, с которой современный субъект обращается с традицией, является следствием трансформации самого качестве «ценности». «Ценным» в модерне не мо­гут считаться те явления, об историчности которых уже известно — будет ли это религия или семейный круг. Все подробнее познавая их устройство, модерн не может наслаждаться ими безоговорочно, а значит, не может безоговорочно и ценить. Ценным является сама способность усматривать историчное как признак работы времени. Развитие этой способности полностью определено необходимостью удостоверяться в себе как в со­временном субъекте. Именно она определяет все потребности модернист­ского субъекта, сделавшего себя существом, через которое проявляется историчный характер времени.

Комментарии запрещены.