Потребительский стиль жизни

Неотъемлемая черта — превращение вещей, всех материальных элементов быта из средства в цель существо­вания, достижению которой подчинены время, энергия, жизненные уси­лия. Человек «не для того ест, чтобы жить, а живет, чтобы есть». Это удо­влетворение потребности в смысле жизни сугубо материальным выступает основным механизмом общества потребления, в основании дифференциа­ции которого — специфика потребительских интересов. Анализируя струк­туру современного потребительского общества, Ж. Бодрийяр продемон­стрировал, что потребление того или иного продукта питания, обладание той или иной вещью — от самой прозаичной части туалета до эксклюзив­ного украшения или предмета старины — выступают здесь как знак, сим­вол, статус определенного положения в обществе, как признак принад­лежности к определенному кругу избранных, возвышающихся над дру­гими, менее благополучными людьми. Люди здесь включены в функ­циональные и инструментальные взаимоотношения: друг для друга они выступают лишь как средство для приобретения вещей. Причем вещь оценивается не столько по меновой стоимости, а больше как знак пре­стижа, показатель уровня достигнутых жизненных успехов. Но современное общество потребления, к счастью, далеко не един­ственное социоэкономическое следствие капитализированной формы ли­берализма. Следует помнить, что либеральное мировоззрение само по себе никогда не было однородным, оно всегда было открыто для взаимодей­ствия с различными направлениями общественно-политической мысли. Кроме того, либерализм формировался и развивался в различных нацио­нально-культурных условиях, поэтому в разные исторические периоды и в разных социокультурных пространствах он выступал в различных вари­антах, приобретал своеобразную культурную окраску. Но, несмотря на все вариации, возможно выделить идеологически цельную совокупность принципов, которые объединяли представителей самых различных тече­ний внутри либерализма.

Комментарии запрещены.