Потребление как механизм социальной идентификации

В связи с тем, что большое количество трудной, непосильной работы выполняют теперь машины, у людей в обществе массового потребления появляется больше свободного времени, которое, к сожалению, как прави­ло, «убивается», ни в коей мере не используясь ради совершенствования человека. Путь к подлинному развитию человека преграждает массовая культура, выставляющая развлечение жизненной нормой, а интеллекту­альное и волевое усилие — патологией. Продукция массовой культуры лег­кодоступна, легко усваиваема, избыточна и навязчива: посредством окку­пации сознания ее не отягощенными смыслами трактовками и объяснени­ями, человек перестает продумывать происходящее самостоятельно. Таким образом, увеличение свободного времени, якобы имеющего место в обще­стве массового потребления, — фиктивно: потребление как механизм соци­альной идентификации всецело предопределяет его характер, заставляя нас проводить собственные выходные в торговых центрах, перед телевизора­ми, и тем самым подчиняет наш досуг всепроникающему социальному контролю. Кроме того, современный характер потребления, создающего иллюзию счастья, стал причиной появления новых неврозов и психопато­логий, например, ониоманни — навязчивого стремления делать покупки, или шоп-лифтинга — воровства, распространенного по преимуществу в ма­газинах самообслуживания. Потребление из полезной необходимости давно превратилось в при­нуждение: видимость успешного образа жизни человек вынужден поддер­живать за счет потребления различных модных вещей и технологических усовершенствований.

Комментарии запрещены.