Потребности в групповом, коллективном существо­вании

Например, сущностью выступает биологически-мотивированный поиск надежных способов самосохранения, а ее формами — различные типы социальной связи: друж­ба, товарищество, корпорация, семья и т.д. Но, в свою очередь, духовные формы потребности могут обретать материальные, предметные выражения. Например, если один человек хочет выразить другому человеку свое хоро­шее отношение, он может сделать это в предметной форме, то есть пода­рить материальный подарок. В любом случае, согласно данному подходу, неотъемлемой характеристикой потребности и способа ее удовлетворе­ния является то, что они носят общественный характер, то есть их опре­деленность обусловлена обществом, и они служат обществу, но это не ис­ключает того, что на субъективном уровне они могут узнаваться как инди­видуальные. И, наконец, такое качество потребности, как ее повторяемость: изо дня в день человек должен спать, есть, одеваться, передвигаться, рабо­тать и выполнять другие необходимые обязанности, что иногда навевает тоску, но в то же время, в этот процесс всегда можно внести разнообразие, он допускает творческое переоформление. Итак, философы данного направления считают потребность по своей сущности биологической, природной по содержанию, общественной и духовной по форме, необхо­димой, обязательной по выполнению. Несмотря на то, что процессы удовлетворения потребностей социально обусловлены, их предметные фор­мы реализации могут отличаться в зависимости от вкусов и фантазии. На содержание, понятое в широком смысле как предметная направ­ленность, потребности накладывает отпечаток процесс ее удовлетворения; более того, он может ее определять. Именно последний фактор является предметом экономического анализа потребностей.

Комментарии запрещены.