Повседневность и идеология

Из анализа мира повседневности можно извлечь очень интересные объяснения природы социальных явлений. Например, либеральная поли­тическая ориентация западноевропейских государств предоставляет усло­вия возможности для культивации человеческой индивидуальности: сред­нестатистический западноевропеец является социальным атомом, который связан с другими атомами системой динамических связей и оберегает свою атомарность. Повседневность западноевропейца индивидуализирована, в то время как в СССР повседневный быт был унифицирован, у людей было меньше возможностей для формирования индивидуальных жизненных стилей. Согласно мнению одной группы мыслителей, повседневность явля­ется идеологическим доменом, то есть подчиняется и управляется идеоло­гией. К этой группе можно отнести марксистов, последователей М. Фуко, представителей социальной феноменологии, этнометодологии. Согласно данным подходам, характер повседневности всецело опре­деляется идеологией: повседневные стили жизни являются марионетками, управляемыми нитями идеологии. Напомним, что идеология — это система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и фи­лософских взглядов, задающая социальные отношения людей. Идеология всегда направлена на социальную действительность: либо на ее изменение, либо на сохранение в прежнем виде. Идеология действует через самосо­знание людей. Но через самосознание людей распространяет себя в мире и философия. Чтобы корректно оценить этот факт, следует понять суще­ственную разницу, разверзающую между философией и идеологией непре­одолимую пропасть. Философия — это оставляющее место для развития смысла, построения смысловых альтернатив систематическое постижение человеком мира в целом, в то время как идеология конструирует догмати­ческое, не допускающее альтернативных к себе сценариев определение, прежде всего, социального бытия человека.

Комментарии запрещены.