Повседневность как возможность свободы

Свободен ли повседневный человек? С одной стороны, повседнев­ный мир содержит богатые возможности проявления свободы. Во-первых, это свобода выбирать себе ближайшее окружение: друзей, любимых, су­пругов; выбирать сферу практических действий; выражать персональные ценностные установки и убеждения. Во-вторых, это свобода самовыраже­ния через объекты материального мира: одежду, обустройство жилища, культуру ухода за собой, манеру приготовления пищи, физическую куль­туру, выбор маршрута путешествий и т.д., хотя наши материальные само — репрезентации во многом и зависят от культурных устоев. Свобода проявляется на трех уровнях: мысленная, личная, и на соци­альном макроуровне. Повседневный человек потенциально свободен в том, как жить и когда умереть, в том, что мы называем «образом жизни». Образ жизни — совокупность устойчивых, взятых в единстве с условиями жизни, типичных видов жизнедеятельности человека. Свобода, как и вера, может стать воодушевляющим мотивом, стиму­лом. Например, труд по принуждающим к нему обстоятельствам, будучи недостаточно мотивированным, менее эффективен, чем труд по собствен­ной воле. Свобода повседневного человека реализуется и как свобода выбора. Осознание различных вариантов выбора убеждает повседневного человека в том, что он свободен. Свобода и проявляется в наличии различных точек бифуркации, от которых ответвляется несколько вероятных путей. Но бы­вает так, что ни один из вариантов выбора не устраивает. Отвергая их все, человек также проявляет свободу. Повседневный человек отнюдь не всегда действует рационально, не всегда руководствуется логическим аргументом или соображениями пользы, выгоды. Для него очень важно утвердить свою волю, поступить вопреки устоявшимся стандартам поведения. Моти­вы, которыми человек руководствуется в мире повседневности, разнооб­разны.

Комментарии запрещены.