Превращение потребления в дело жизни

Кроме того, современного человека мотивировано и создаваемой им иллюзией возможности свобод­ного выбора. Согласно Ж. Бодрийяру, «ни одна вещь не предлагается по­требителю в виде одного-единственного типа. Вам может быть отказано в материальной возможности ее купить, но в нашем индустриальном об­ществе вам «априори» дается право выбора как некая коллективная благо­дать и как знак вашей формальной свободы». Но на сегодняшний день данная свобода иллюзорна, поскольку измерение выбора потребляемых вещей на основании их реальных качеств отсутствует. Потребительские предпочтения современного человека задаются социальным контекстом товаров — отсылкой последних к тому или иному социальному положению потребителя: формирование товарного выбора крайне зависит от представ­ления о социальном статусе, который жаждет поддерживать или получить потребитель. Иными словами, содержательная направленность потребле­ния на сегодняшний момент управляется общественной установкой на фантазийное, в большинстве случаев, занятие определенного места в соци­уме. Общество массового потребления — доминирующий на сегодня по­всеместно во всем мире исторический тип социальной организации, сфор­мировавшийся в середине XX века в Западной Европе и Северной Америке и представляющий собой высшую стадию развития индустриального об­щества. В условиях данной социальной организации жизненным приорите­том становятся оптимизация комфорта и потребление материальных благ. Потребление здесь превращается в неотъемлемую характеристику челове­ческой жизни. Подобное положение дел мотивировано, прежде всего, тем, что социальная идентичность человека ставится в жесткую зависимость от структуры его потребления.

Комментарии запрещены.