Принцип конкретности истинного знания о человеке

Предполагает развитие самосознания человека с выявлением элементов всеобщего по мере эволюции практической деятельности. В силу практической обу­словленности самопознания человека необходимо, чтобы его теоретиче­ское воспроизведение находилось в диалектическом единстве с процессом его исторического развития. Исходя из этого, можно прийти к выводу о том, что важнейшим методологическим следствием принципа конкретно­сти истины применительно к человеку является принцип единства истори­ческого и логического. Познание сущности человека и его генезиса диалектически взаимо­связаны. Чтобы понять эту диалектику, необходимо иметь в виду, что че­ловек начинает свою историю на основе природных предпосылок, т.е. условий, созданных не им самим, не его трудом, а качественно иными процессами взаимодействия материальных объектов, и, в конечном счете, человек имеет в качестве своего прошлого историю Вселенной. Человек есть наиболее развитая (из известных) форма организации материи. Поэтому познание его сущности дает возможность понять и низ­шие формы организации материи: «для понимания низших ступеней необходимо знакомство с высшим организмом, ибо он является масштабом и первообразом для менее развитых: так как в нем все дошло до своей раз­витой деятельности, то ясно, что лишь из него можно познать неразви­тое». Действительно «развитие покоится вообще на том, что последняя по времени форма рассматривает предыдущие формы как ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне.

Комментарии запрещены.