Проблема характеристики

Потому каждого времени изна­чально облегчена — обычно полагают, что у каждой эпохи были «свое вре­мя» и свои особенности, которые можно характеризовать и тем самым ре­шить вопрос. Но в этом случае мы упускаем из виду, что присущая нам се­годня уверенность, позволяющая ощущать прошедшее как подвластное описанию, также находит основание в нашей собственной ситуации. Наш учебник сам по себе возможен лишь благодаря исторически сложившейся возможности написания учебника, освещающего историю как смену эпох, которые как бы «стремятся» к тому, что называют «современной эпохой». Достаточно сказать, что знакомые сегодня нам понятия — такие как «исто­рическая периодизация» или «характеристика эпохи» — появились не изна­чально. Именно с их помощью история сегодня представляется понятной и обладающей логикой. Потому современность — это не просто очередная эпоха, сменившая в свой черед все прочие. В современности не только жи­вут, но она сама живет за все предыдущие времена, имеющие смысл толь­ко в качестве предуготовления к современности. Потому современность изначально нами невидима — мы не живем в ней, но думаем с ее подачи обо всех прочих эпохах и культурах. Сначала современность для нас выступает как условие, в котором все другие вре­мена получают характеристику — они предстают перед нами как живые картины или внятные схемы. Созерцая их, мы пользуемся нашей совре­менной позицией, не отдавая себе в этом отчета. Лишь потом мы спохва­тываемся, полагая, что и сама современность, как «наше время» также мо­жет быть охарактеризована подобно всем прочим эпохам. Тогда мы поме­щаем современность перед своими глазами и обнаруживаем, что для ее описания требуется иной метод. Выясняется, что точка зрения, с помощью которой описывается прошедшая история, сама не может быть описана тем же самым способом. Поскольку мы все время пользуемся преимуществами современности, мы не можем поставить под вопрос ее саму, не отказав­шись от этих преимуществ.

Комментарии запрещены.