Процесс «цивилизации» человеческих потребностей

Опыт более свободного самостоятельного формирования потребно­стей европеец открыл для себя после заката христианских канонов. Суще­ствует ряд культурологических исследований, в которых утверждается, что начиная с XVI в. сфера потребностей человека развивается в направлении «всецелой интимизации», что означает, что с этого времени человек все более и более научается выражать на языке потребностей свои неповтори­мые индивидуальные запросы. Но тезис этот, как минимум, спорный, по­скольку сами индивидуальные потребности могут быть результатом неосо­знаваемых человеком социальных воздействий. Данный подход к феноме­ну индивидуализации потребностей европейца классической эпохи при­надлежит М. Фуко. Его анализ следует рассматривать в общем контексте проблемы процесса цивилизации потребностей, означающего ряд их исто­рических трансформаций, в результате которого они утратили чрезмер­ность и непосредственность выражения и приобрели формы близкие к по­требностям современного человека. Этот процесс накладывает непреодо­лимый отпечаток на характер человеческих потребностей, который можно свести к следующим чертам: Вся совокупность потребностей, включая и наиболее естественные, подвергаются постоянному индивидуальному контролю.2.      Реализация потребностей не осуществляется «прямо» — они удовлетво­ряются только в предназначенные для этого время, месте и в предпи­санной форме.

Комментарии запрещены.