Продукт глобальных телекоммуникационных систем

Неслучайно, что глобальная культура понимается некоторыми ис­следователями как, некая смесь «идущего отовсюду и ниоткуда». Так, современный англий­ский философ, экономист Д. Энтони Смит определяя ее как исторически неглубокую, беспамятную, подчеркивает, что она «демифологизирована и амбивалентна, … формируется вокруг принципа «здесь и сейчас»… она ценностно-нейтральна и лишена традиций, в отличие от прошлых культур, которые строились вокруг общих воспоминаний, традиций, мифов, архе­типов и символов … , поэтому она не отвечает живым потребностям и не создает воспоминании» . Эта ценностное зияние, пустота значе­ний создает опасное пространство, где с легкостью может обитать человек без культурной памяти, ценностных установок, этической позиции, всеце­ло проникнутый консьюмеристким мировосприятием, абсолютно лишен­ным самотождественности. В этой ситуации особенно острой становится проблема сохранения и усиления национальной и культурной идентичности. Все чаще возникают различные формы протеста против стирания культурных различий — анти­космополитические настроения становятся чуть ли не доминирующей тен­денцией мирового сообщества. Глобализм провоцирует мощные взрывы локализма — противоположные ему тенденции к партикуляризации, стрем­ления сохранить культурную самобытность и экономическую самостоя­тельность вызывают усиление националистических настроений, иногда перерастающих в радикальные фундаменталистские течения. Фигура при­знающего чью-либо идентичность чужака сегодня переживает существен­ную трансформацию: она больше не является обязательным условием об­ретения себя, напротив — в ней видят разрушителя, воплощающего в себе угрозу самобытности.

Комментарии запрещены.