Рефлексия модерна

Потому ответом на вопрос, что такое модерн, может стать следую­щее: модерн — это эпоха, которая рассматривает себя как время, обязанное само себя образовывать в качестве «нового», «современного» времени. Выделив себя из всех времен, модерн потерял возможность опираться на что-либо для себя внешнее. Исследователи модерна замечают: модерн — это не то, что ищет для себя основания в том, что завещано прошлым или обещано в будущем. В этом смысле «современность» не является есте­ственным пассивным состоянием «жизни-теперь». «Современность» ока­зывается продуктом, она должна быть произведена. Именно этим человек эпохи модерна и занят. Воспроизводство современности является основа­нием его бытия. В этом смысле его ситуация оказывается уникальной. Так, в предыдущие эпохи индивид призван был наблюдать возможности мате­рии, творящей все сущее (в античной философии) или познавать Бога в се­бе (Средневековье). Но то, к чему приставлен субъект модерна — это сама история, представление о которой он должен обыгрывать, постоянно удо­стоверяясь, что его бытие действительно соразмерно ее ходу.

Потому только лишь кажется, будто у современного индивида боль­ше нет ничего, что могло бы им руководить — ни традиции, ни религии, ни ценности. Модерн оказывается эпохой, в которой время познает само себя посредством субъекта. Модерн не просто является периодом, выделив­шим себя по некоторым побочным соображениям из всех прочих времен. Напротив, модерн оказывается временем, которое началось с того, что са­мо себя спросило о том, что значит быть историческим временем. Мы ви­дели, что модерн образовался посредством тех рефлексивных процедур, которые современность произвела над собой, чтобы узнать себя как «наше», иное по отношению ко всем прочим, время. Назвав сама себя современной, история нашла способы на этом настоять. Это настояние и легло в основу облика современного субъекта — он весь образован из необходимости блюсти свое время как время современности.

Без подобного

Комментарии запрещены.