Религиозный экстаз и энтузиазм

В ледяной воде эгоистического расчета буржуазия топит свя­щенный трепет выражения собственной значимости любого сословия феодальной иерархии. Все сословное исчеза­ет, все священное оскверняется, люди смотрят на свое жизненное положе­ние и свои взаимные отношения в перспективе их сравнимости в абстракт­ных количественных эквивалентах: в буржуазном сознании ценность дей­ствия, жизненного выбора, профессионального занятия определяется в опоре на их денежный перерасчет. Этот настрой на выгоду каждого пове­денческого проявления приводит к демократизации экономики: типичные для феодального труда любовно сделанные, доведенные до совершенства в каждой детали вещи впредь становятся редкостью, сфера производства сосредотачивается на изготовлении стандартных дешевых товаров. Подоб­ная демократизация производства и техническое усовершенствование средств сообщения выступили тяжелой артиллерией, с помощью которой буржуазия разрушала все сословные, экономические и культурные разли­чия феодального мира. Выражением этого нового самочувствия буржуа выступила идеология раннего либерализма, в ней были сформулированы основные принципы буржуазного общественного устройства, пришедшего на смену феодальной иерархии. Выступая с критикой феодальной регламентации, французские фи­зиократы, а вслед за ними шотландский философ и экономист XVIII в. Адам Смит, активно поддержали

Комментарии запрещены.