Собственное бытие

Как было показано, ситуация модерна и заключается в том, что каж­дый способен продумать как современное. Последнее же означает необходимость продумывать каждое затрагивающее субъекта явление с точки зрения его исторической возможности находиться в со­временности. Модерн представляет собой гигантскую самоанализирую — щую машину, продуктом работы которой оказывается понимание основа­ний собственного присутствия в истории. Чтобы лучше показать действие этого механизма, можно вспомнить рассуждение Р. Декарта о ясном познании и арифметическом действии. Декарт, желая привести пример обладания действительно отчетливым зна­нием, приводит пример школьника, недавно усвоившего операцию сложе­ния. Декарт указывает на то, что хотя разрыв между ребенком, едва только приступившим к освоению арифметики, и между опытным ученым — математиком огромен, тем не менее, сама операция сложения оказывается для них тем, в чем они на равных достигли полного совершенства. Если сложение как возможность определенного способа обращения с числами однажды понято, то это понимание нельзя усовершенствовать — оно пре­вращается в очевидность. Можно достичь большей скорости обращения с числами или узнать связь сложения с другими числовыми операциями, но понять яснее, чем понято понятое, уже нельзя. Для эпохи модерна «понятным в совершенстве» стала введенная са­мим Декартом, процедура рефлексии, которую большинство исследовате­лей считают основополагающей процедурой, благодаря открытию которой смогло образоваться само мышление современности. Рефлексия, как ее произвел Декарт, понимается как возможность для «я» усматривать себя в качестве объекта наблюдения. «Субъект» и есть тот, кто знает себя как субъекта. Бытие в качестве субъекта состоит в возможности видеть себя в отдалении от себя — бодрствующего, мыслящего, действующего. Операция самоотстранения оказалась усвоена столь прочно, что стала основным при­знаком и, одновременно, занятием новоевропейского субъекта.

Комментарии запрещены.