Современная реальность культуры

Таким образом, предлагает чело­веку мощный культурно-адаптационный потенциал, а принцип плюрализ­ма и деструктурированного, ацентричного социального пространства открывает для него новые перспективы. Исходя из понимания нестабиль­ности Я, человек обретает бесконечность возможностей выражения соб­ственной индивидуальности. Принцип плюрализма открывает перед ним безграничность и беспрерывность процессов самоидентификации. Наличие равнозначных культурных тактик и стратегий позволяет человеку осу­ществлять постоянную трансформацию себя, примерять совершенно раз­личные маски идентичностей и, таким образом, ускользать от диктата определенной культурной традиции.

Сменяющиеся идентичности ни коем образом не гарантируют нали­чия скрытого за ними некоего неизменного подлинного Я. Приняв во вни­мание эту очевидность, системная теория общества в лице ее представите­ля Э. Гидденса продемонстрировала, что идентичность не определяется всецело культурной традицией, а является результатом автобиографиче­ских саморепрезентаций социального агента. Постмодернистская трактовка человека и его субъективности, сущ­ности его желаний также ярко отражена в одном из направлений совре­менного постструктурализма — а именно в концепции шизоанализа. Ее со­здатели Делез и Гваттари последовательно опровергают психоаналитиче­скую трактовку бессознательного начала человеческого поведения, кото­рая способствовала созданию образа угнетенного и отчужденного челове­ка. Они выступают против фрейдистской интерпретации бессознательного как инстанции, детерминированной Эдиповым комплексом. Такой подход, по их мнению, лишает нас возможности объяснить сложные социальные процессы и эмансипировать бессознательное.

Комментарии запрещены.