Специфика философских подходов

Таким образом, , акцентирующих идеологический аспект повседневности, состоит в том, что повседневность здесь рассматривается, прежде всего, как часть социальной реальности. Человек здесь предстает в контексте социальных связей; интимные прояв­ления его духовного мира определяются как эффект его социального опы­та.

Подобный субстанциализирующий социальный опыт подход харак­терен, прежде всего, для марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс сделали иссле­дования механизмов

Попытку философского осмысления повседневности предпринял в 20-е годы XX в. Альфред Щюц (1899-1959), инициатор введения фено­менологии в общественные науки и основатель социальной феноменоло­гии. Щюц рассматривает повседневность двойственно: 1) как ту область, в которую человек может вмешиваться, и которую он может модифициро­вать, оперируя в ней своим жизненным опытом; 2) как неизбежные шаб­лонные формы понимания, интерпретации событий, кажущиеся «очевид­ными». Повседневность, согласно Щюцу, это сфера опыта, которую инди­вид разделяет с другими людьми. В основании этой сферы лежит здравый смысл, поскольку именно он передает коллективно разделяемый опыт. Та­ким образом, повседневное понимание не нуждается в особой рефлексив­ной проработке собственных предметов: оно автоматически задействует определения и трактовки, наработанные коллективом. Кроме того, Щюц продемонстрировал всецелую определенность будничных действий соци­ально принятыми условностями. Это объясняет, почему в повседневных действиях человек, как правило, не задумывается о способе их осуществ­ления, а с легкостью применяет усвоенные шаблонные модели действия. Сферу, сложенную из будничных действий, социальных стереотипов и ин­ститутов, Щюц определил как «жизненный мир», выделив производство социальной очевидности в качестве его главной характеристики.

Комментарии запрещены.