Стремление к общно­сти и обретению подлинной свободы

Однако, именно в среде представителей его вида, в обществе, осталось (вспомним, к примеру, Робинзона Крузо). Наличие данной потребности объясняется тем, что отношение с другим является структурой человеческого самосознания. Иначе говоря, как только пробуждается способность самоотношения (самосознания), чело­век требует признания собственных желаний, проектов, устремлений со стороны другого, ибо в противном случае они никогда не смогут обрести общечеловеческой ценности, а будут представлять собой лишь индивиду­альные проявления. Отсюда следует то обстоятельство, что полноценно реализовать себя, свои желания человек может только в обществе. Проблема личной свободы в обществе волновала многих мыслите­лей, и каждый решал ее по-своему. Все концепции можно разделить на три группы: или никакой свободы — каждый обязан выполнять свою функцию и не более, или свобода избранных, или свобода всех, исклю­чая, конечно, недееспособных. И практически во всех теоретических рассмотрениях условий возможности свободы утверждается, что она зависит от общественной среды, в которой существует личность. Мож­но попытаться обрести состояние свободы на время: скрыться от обще­ства, напиться, употребить наркотик, заснуть, перейти в экстатическое со­стояние — но это временные явления и проблемы не решают. Объективные условия таковы, что в современном мире имеется крайнее многообразие возможностей для нормального удовлетворения низших потребностей человека: в пище, питье, тепле, сне, здоровье, движении, сексе, относительной безопасности жизни. Но для удовлетво­рения высших потребностей данных условий недостаточно, особенно, если речь идет о большинстве населения.

Комментарии запрещены.