Структура без элементов

Иногда приводят возражения по поводу отнесения к общественному бытию лишь производственных отношений ссылкой на то, что остается, т.е. без производительных сил. Однако, такое возражение, как видно из изложенного выше, несостоятельно, поскольку и производительные силы вошли в это понятие, но как превращенная форма тех же отношений. Уточнение содержания понятия «общественное бытие» следует искать не в отношениях, выходящих за пределы производствен­ных, а в более строгом анализе последних как на общественном, так и на индивидуальном уровнях. Сходные затруднения возникают в понимании надстройки, в частно­сти, в литературе ставятся вопросы о материальности надстроечных явле­ний. Существуют различные мнения о природе общественных идей и их соотношении с идеологическими отношениями. Нередко встречаются утверждения о том, что политические идеи отражают политические от­ношения, соответственно, правовые идеи — правовые отношения, мораль — нравственные отношения и т.д. Кроме того, из неоднозначности понима­ния общественного бытия вытекает различие взглядов на содержание и формы общественного сознания. Само понятие «общественное» примени­тельно к сознанию употребляется в разных смыслах (продукт обществен­ной деятельности, отражение общественного бытия, отношение с индиви­дуальным сознанием), что само по себе вызывает известную полисемию. В первом смысле всякое сознание является общественным как продукт развития общества, в третьем — отношение общественного сознания с ин­дивидуальным обусловлено общественным и индивидуальным бытием. После того как разграничены понятия природно-материального и общественно-материального, необходимо аналогично разграничить два вида сознания, отражающего природное бытие (естественные науки) и обще­ственное бытие (общественные науки). Взаимосвязь этих видов сознания порождает третий вид — технические науки, отражающие способ воздей­ствия человека на природу.

Комментарии запрещены.